Иткуль

Озеро Иткуль. Шайтан-камень

Иткуль: image 1 0f 7 thumb Иткуль: image 2 0f 7 thumb Шайтан-Камень: image 3 0f 7 thumb Шайтан-Камень: image 4 0f 7 thumb Иткуль: image 5 0f 7 thumb
Шлюз на речке Исток.
Это противоположный берег озера. Отсюда вытекает Исток. Видны высокие деревья, которые были посажены еще при Демидове.

Озеро находится на западе от Снежинска, в Верхнеуфалейском районе. Довольно больших размеров, имеет овальную форму, преимущественно обрывистые, скалистые берега. Максимальная глубина - 16,6 м. Озеро имеет относительно пологий юго-западный берег и крутой и высокий восточный берег. На северной стороне расположились два башкирских поселка, на западном базы отдыха Верхнего Уфалея. Снежинск берет воду из этого озера для своих нужд.

Гидрологический памятник природы. Сайт ООПТ сообщает интересные подробности: "На юго-восточном берегу озера обнажается разрез верхнепротерозойских пород. В составе пород отмечены интересные минералы, в том числе крупные, до 10 сантиметров кристаллы черной роговой обманки, гранаты, хромшпинель. В результате процессов выветривания по берегам озера образовались "гранатовые пляжи" - участки, где песок обогащен зернами граната, иногда крупными. Обнажения по берегам озера имеют различные причудливые формы, с выдающимися небольшими мысами, подмытыми подножиями и образованием гротов. Озеро окружено живописными лесами."

В литературе можно найти информацию о геологическом разрезе на озере. Характеризует древнейшие эпохи геологической истории Урала. Здесь на восточном и южном берегах озера можно последовательно изучать комплекс метаморфических образований, обрамляющих щелочные породы Вишневых и Ильменских гор. Я в геологии не разбираюсь, но внизу привожу интересное фото.

По распространенной версии название производится от башкирских слов ит - мясо, кул - озеро, т.е. означает "мясное озеро", в смысле "озеро, богатое рыбой". Однако такое объяснение не является убедительным. Очень вероятно и ближе к истине, что в основе названия тюркское личное мужское имя Иткол, широко распространенное прежде у башкир. Это могло быть имя владельца-вотчинника, предводителя рода и проч. или относиться к именованию родовой группы, обитавшей здесь.

Михаил Фонотов в "Челябинском рабочем" от 19.10.2002 г. в статье "Священное Озеро" рассказывает, что по словам местного краеведа слово "Иткуль" в давние времена звучало иначе, примерно как "Иккуль". Если произнести поточнее, то: "Ыйыккуль". Что в переводе означает "священное озеро".

Еще озеро известно, тем что упоминается в сказе П.П.Бажова "Золотой волос". Там же упоминается и Шайтан-камень, который стоит в озере около южного берега. В сказе молодой охотник Айлып спрятался от полоза (хозяина золота в здешних местах) со своей невестой (дочерью полоза) в этом камне. У невесты волосы были золотые, потому и звали ее Золотой волос. Далее привожу несколько цитат К.Устинова о Золотом Полозе.

Из книги "Дуновение Ветра Небес"

238...Уральские сказы о золотом полозе указывают на то, что этот металл обладает высокой разумностью и просто так в руки не дается, особенно золото самородное или рассыпное, которое не нужно добывать обычным способом.

Полоз, или огромный золотой наг, есть золотая жила, уходящая в глубь гор и ниже их. Она может прийти к человеку, а может и покинуть свое место, оставив лишь слюду и пирит как камень, который обманывает искателей. Жадность отталкивает все лучшие нахождения.

Из книги "Под Знаком Моим"

173...Недра хранят золотые жилы, уходящие в самую их глубь и ведущие себя вполне разумно. Фактор золотого полоза, когда самородное золото перед одним открывается, а от другого рудознателя или добытчика уходит, известен во многих сказах, мифах, небылицах и былях. Просматривая человеческую душу, золотой полоз к кому-то льнет, открывая ему свои несметные кладовые, а для скупца и крупинки не оставит. Знает он, как распорядится человек богатством, и потому одному помогает, а от другого отворачивается, чтобы лишнего зла не натворил золотоискатель. Бажовские сказы можно рассматривать как мифическую сторону деятельности уральских добытчиков. Но, как и во всякой сказке, основой служит глубоко запрятанная истина. Клад захороненный доступен лишь душе, сострадающей бедным людям.

Из книги "Свиток воплощений"

94...Змеиный след существует в мифологии всех народов, включая и Алтай, а также уральские сказы. Змеиные Царицы, Великий Полоз как благие и темные формы определенных периодов истории мира отражают как реальность, так и фантазию, которая покрывает лаком волшебства даже обычное событие, делая его не только незабываемым, но и привлекательным.

Дополнительно посмотрите фотографии 2010 года.

2006


на главную