Хребет Уреньга

Хребет Уреньга. Вторая Сопка

Дорога на перевал
Дорога на перевал
Родник.Дорога на перевал
Родник.Дорога на перевал.
Мачта ретранслятора на перевале
Мачта ретранслятора на перевале
Лес от перевала до вершины
Лес от перевала до вершины
Дорога к вершине. Курумник
Дорога к вершине. Курумник
Одинокая елочка Розовые скалы
Розовые скалы.
Скалы Уреньги Слоистая структура скал.
Слоистая структура скал.

Узнал об этом маршруте из статьи "Пешие прогулки по хребтам г. Златоуста" Ильи Морозова на сайте "По тропам Южного Урала". Там рассказывается о маршрутах прогулок около Златоуста, а как известно этот город расположен на хребте Уреньга. Илья обещал легкую прогулку на высоту 1198 метров - Вершина Второй Сопки.

В словаре топонимики Челябинской области приводится два варианта толкования. Первое объяснение названию дает известный русский путешественник И. И. Лепехин. Он приводит его перевод с татарского слова урянге- "клен", что точно передает форму топонима Урянге, Уранге, известного в XVIII в. П. С. Паллас называет горы Урянгетау, Уранге-тау, т. е. "Кленовые горы". По своей форме топоним близок также к диалектному татаро-башкирскому слову урангиу - "виться", "извиваться", "крутиться". Действительно контур этого хребта на большом протяжении отличается большой извилистостью.

После своего похода не могу подтвердить ни одно из этих толкований.

Поездка состоялась во второй половине августа. Утром я проснулся, а за окном все заволокло туманом. Я откладывать поездку не стал. Подумал, что ветер есть, может развеет. Однако чем я выше поднимался, тем туман становился плотнее.

Он меня сопровождал все мое путешествие на вершину. Только на обратном пути во второй половине дня, когда спустился в Златоуст сквозь клочья облаков стало проглядывать солнце.

Я ехал сначала до Златоуста, потом до М5 и далее по дороге на поселок Веселовка. Не доезжая до поселка несколько сот метров поворачиваю направо. Менее чем через километр появляется сворот на перевал - хорошая отсыпная дорожка, сопровождаемая белыми электрическими столбами.

Это старая дорога. На ней выступает много камней. Идет все время вверх. Приходится все время крутить баранку, объезжая камни. Проехав километров 5 решил оставить машину и идти пешком. Примерно через километр справа повстречал родник. Еще через километр поднялся на перевал.

Там стояла мачта. Однако вершину мачты скрывал туман. Около мачты стоял домик и сарайчик. Все это хозяйство огорожено забором. Подойдя поближе навстречу выскочили совсем недружелюбные собачки. Я решил ближе не подходить. Дорога продолжалась за перевалом, а я отвернул вправо в сторону вершины.

Из-за тумана ничего не было видно. Вокруг были покосы и стояли высокие стога сена. Видно, что здесь ведут большую хозяйственную работу. Сначала шел по лесной сенокосной дороге. Затем она сменилась тропкой в зарослях. Постепенно вышел на курумники. Камни были мокрые, скользкие и острые, а ветер сильный и порывистый. Он все время хотел меня столкнуть с ног.

Один раз я упал (это было уже обратном пути). Я не помню толи я поскользнулся, толи действительно ветер меня сбил. В одной руке я держал фотоаппарат, в другой навигатор. Кругом торчат лезвия камней. Однако приземлился крайне удачно. Помню, что было почему-то очень мягко, как-будто меня кто-то поддержал. Тропинка ближе к вершине терялась и туман не давал запечатлеть подробности, но у меня был с собой навигатор. Я запоминал промежуточные точки. Это помогло на обратном пути.

Я шел вдоль скального гребня. Видимость была около 100 метров. Так что окрестности увидеть так и не удалось. На карте хребет проходит с севера на юг, а мне казалось что я иду примерно восток-запад. В основном скалы сильно разрушающиеся. Они выглядят как слоеный пирог, но встречаются скалы прозрачного розового цвета.

Когда подъем сменился спуском я понял, что достиг вершины. Навигатор тоже показал, что я у цели. На рассеивание тумана нечего было надеется. Стоя на скале нельзя без опаски выпрямится. Около меня проносились клочья тумана. Я спрятался за скалой от ветра, отправил sms, немного передохнул и отправился в обратный путь. В такой обстановке найти обратную дорогу не просто. Навигатор почему-то тоже барахлил. Он вдруг переставал видеть спутники на открытом месте. Приходилось его выключать, потом включать. Один раз я запутался в тропинках, не мог найти ту по которой поднимался. И только когда дождался точного определения координат навигатором и вышел по его указанию, нашел мою тропку. В дальнейшем я обнаружил, что навигатор перестает видеть спутники после некоторого времени работы в экономичном режиме. В обычном режиме он работает нормально.

Спустился до машины я быстро. Так спуск занял примерно 45 минут, а подъем 1.5 часа. Я подтверждаю, что мой небольшой поход был не тяжелым. На машине ехал 3,5 часа, в одну сторону получилось 190 км. Вот только не удалось увидеть окрестности с вершины. Может Вам повезет.

2007

на главную