Узнал об этом маршруте из статьи "Пешие прогулки по хребтам г. Златоуста" Ильи Морозова на сайте "По тропам Южного Урала". Там рассказывается о маршрутах прогулок около Златоуста, а как известно этот город расположен на хребте Уреньга. Илья обещал легкую прогулку на высоту 1198 метров - Вершина Второй Сопки.
В словаре топонимики Челябинской области приводится два варианта толкования. Первое объяснение названию дает известный русский путешественник И. И. Лепехин. Он приводит его перевод с татарского слова урянге- "клен", что точно передает форму топонима Урянге, Уранге, известного в XVIII в. П. С. Паллас называет горы Урянгетау, Уранге-тау, т. е. "Кленовые горы". По своей форме топоним близок также к диалектному татаро-башкирскому слову урангиу - "виться", "извиваться", "крутиться". Действительно контур этого хребта на большом протяжении отличается большой извилистостью.
После своего похода не могу подтвердить ни одно из этих толкований.
Поездка состоялась во второй половине августа. Утром я проснулся, а за окном все заволокло туманом. Я откладывать поездку не стал. Подумал, что ветер есть, может развеет. Однако чем я выше поднимался, тем туман становился плотнее.
Он меня сопровождал все мое путешествие на вершину. Только на обратном пути во второй половине дня, когда спустился в Златоуст сквозь клочья облаков стало проглядывать солнце.
Я ехал сначала до Златоуста, потом до М5 и далее по дороге на поселок Веселовка. Не доезжая до поселка несколько сот метров поворачиваю направо. Менее чем через километр появляется сворот на перевал - хорошая отсыпная дорожка, сопровождаемая белыми электрическими столбами.
Это старая дорога. На ней выступает много камней. Идет все время вверх. Приходится все время крутить баранку, объезжая камни. Проехав километров 5 решил оставить машину и идти пешком. Примерно через километр справа повстречал родник. Еще через километр поднялся на перевал.
Там стояла мачта. Однако вершину мачты скрывал туман. Около мачты стоял домик и сарайчик. Все это хозяйство огорожено забором. Подойдя поближе навстречу выскочили совсем недружелюбные собачки. Я решил ближе не подходить. Дорога продолжалась за перевалом, а я отвернул вправо в сторону вершины.
Из-за тумана ничего не было видно. Вокруг были покосы и стояли высокие стога сена. Видно, что здесь ведут большую хозяйственную работу. Сначала шел по лесной сенокосной дороге. Затем она сменилась тропкой в зарослях. Постепенно вышел на курумники. Камни были мокрые, скользкие и острые, а ветер сильный и порывистый. Он все время хотел меня столкнуть с ног.
Один раз я упал (это было уже обратном пути). Я не помню толи я поскользнулся, толи действительно ветер меня сбил. В одной руке я держал фотоаппарат, в другой навигатор. Кругом торчат лезвия камней. Однако приземлился крайне удачно. Помню, что было почему-то очень мягко, как-будто меня кто-то поддержал. Тропинка ближе к вершине терялась и туман не давал запечатлеть подробности, но у меня был с собой навигатор. Я запоминал промежуточные точки. Это помогло на обратном пути.
Я шел вдоль скального гребня. Видимость была около 100 метров. Так что окрестности увидеть так и не удалось. На карте хребет проходит с севера на юг, а мне казалось что я иду примерно восток-запад. В основном скалы сильно разрушающиеся. Они выглядят как слоеный пирог, но встречаются скалы прозрачного розового цвета.
Когда подъем сменился спуском я понял, что достиг вершины. Навигатор тоже показал, что я у цели. На рассеивание тумана нечего было надеется. Стоя на скале нельзя без опаски выпрямится. Около меня проносились клочья тумана. Я спрятался за скалой от ветра, отправил sms, немного передохнул и отправился в обратный путь. В такой обстановке найти обратную дорогу не просто. Навигатор почему-то тоже барахлил. Он вдруг переставал видеть спутники на открытом месте. Приходилось его выключать, потом включать. Один раз я запутался в тропинках, не мог найти ту по которой поднимался. И только когда дождался точного определения координат навигатором и вышел по его указанию, нашел мою тропку. В дальнейшем я обнаружил, что навигатор перестает видеть спутники после некоторого времени работы в экономичном режиме. В обычном режиме он работает нормально.
Спустился до машины я быстро. Так спуск занял примерно 45 минут, а подъем 1.5 часа. Я подтверждаю, что мой небольшой поход был не тяжелым. На машине ехал 3,5 часа, в одну сторону получилось 190 км. Вот только не удалось увидеть окрестности с вершины. Может Вам повезет.
2007